Этнопедагогика: место в системе наук

Этнопедагогика в системе наук о Этнопедагогика

Проблемы терминологии

Дело в том, что термин «национальный» безотносительно к педагогике имеет не одно значение, а по меньшей мере — четыре- И смешивать их ни в разговорной, ни в письменной речи нежелательно. В противном случае у собеседников не совпадет предмет разговора, получится сплошная путаница. К примеру, в выражениях «национальный банк», «национальный язык», «национальное меньшинство» термин «национальный» употреблен в разных значениях и, следовательно, содержит разные понятия. В педагогической литературе, в прессе, а также в публичных выступлениях разных ораторов, руководителей учреждений образования сплошь и рядом авторы без разбора употребляют это слово; они не задумываются нал тем, что придают ему в одно и то же время разный смысл, говоря точнее — элементарно нарушают один из важнейших законов тождества. В частности, выражения «национальный язык, обычай, традиция» мы понимаем однозначно, как атрибут конкретной нации — белорусов, поляков, русских и т.д. А вот выражения «национальная школа», «национальный университет», «национальная система образования», «национальная программа школ», «национальная библиотека» имеют уже не однозначный, а многозначный смысл. Например, «национальный университет» может означать и как университет одной нации (скажем, белорусов), так и всей страны. «Национальная школа» — это, скорее всего, учебное заведение, в котором обучают на языке какой-либо одной нации (белорусском, русском, польском и т.п.)- Так, в Гродно есть школы национальные с обучением на белорусском, русском или польском языках. Могут быть национальные школы татарские, еврейские, украинские и т.д. В отличие от школ национальных, могут быть школы интернациональные, т.е. такие, в которых дети могут обучаться на языках разных национальностей — белорусском, русском, польском, литовском и др. «Национальная система образования», это, конечно же, — система образования всего конкретного государства, в котором проживают люди разных национальностей и народностей. В «национальной системе образования» вполне могут действовать как национальные школы (т.е. школы, где обучают на языке одной нации), так и интернациональные, т.е. такие, в которых обучение идет на языке разных национальностей. Надо помнить о таких различиях и тогда, когда мы говорим о национальной педагогике.
Из смежных наук наиболее близки к этнопедагогике фольклористика и этнография, лингвистика и искусствоведение (в связи с народным искусством), история и социология, этика и психология, религиоведение и философия.
Такова взаимосвязь этнопедагогики с другими педагогическими и смежными науками.

Слайд 39 СРС по лекции 1.Приведите примеры и факты влияния

отца, советы матери, пожелания старших товарищей (в виде эссе).Запишите народную

пословицу, первой пришедшую вам на ум (проведите анали, почему именно данная пословица).Назовите народную песню, которая имеет для вас наибольший личностный смысл(обоснуйте).Космонавт А.Г.Николаев рассказывает: «Вместе с отцом пахал, сеял, скирдовал в поле, косил луга… Отец не принуждал. Просто в нашем селе так повелось – мальчишки рано приучались к труду».Прокомментируйте это высказывание используя два предложения: «Пусть трехлетний помогает отцу, трехлетняя – матери», русские говорят о чувашах: «У них дитя – одной ногой в колыбели, другой – на пахоте в поле».

Слайд 66 Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованнейших педагогов

и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци

и Януша Корчака… Он прекрасно знал наследие Яковлева, чувашского педагога. Своим учителем Сухомлинский называл Макаренко. Он является горячим приверженцем идей Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Сухомлинский практически доказал, что осуществление гениальных идей патриарха российской педагогики становится возможным только в условиях подлинно народной системы образования и воспитания.Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, – это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.

Народная, национальная и этнопедагогика – в чём разница?

Напомним, что педагогические науки представляют собой более сложную систему, чем это выглядит на схеме. В ней мы хотели показать именно те науки, с которыми более всего и непосредственно связана этнопедагогика. У всех у них есть свой предмет. Общая педагогика изучает общие законы воспитания. Предмет истории педагогики — история зарождения, развития педагогической мысли и учебно-воспитательных учреждений с древнейших времен и до наших дней. Народная педагогика располагается ближе к истории педагогики и включает сложившиеся и бытующие в народе воспитательные идеи, традиции, опыт воспитательной практики, которые передаются от поколения к поколению. Этнопедагогика факты берет у народной педагогики, а теоретический инструментарий — у общей педагогики. Она изучает зарождение воспитательной практики у конкретного народа, нации, этноса, возникновение воспитательных идей, формирование, трансформацию и существование этих педагогических идей и практики воспитания, бытующего в народе конкретной нации, этнической диаспоры. Национальная педагогика — это теоретическая и народная педагогика всей страны, государства или конкретной нации. Впрочем, указанное понятие требует дополнительных пояснений.

Слайд 35 Толерантность Толерантность в научной литературе рассматривается как уважение

многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения

этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения.Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурною, но это качество человека не является врожденным, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. В данном контексте моделью толерантных отношений является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — «это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таком образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия…».

Rate article