Содержание
Если рассматривать понятие этнопедагогики с этимологической точки зрения, то можно выявить два важных компонента, которые имеют равноценно важное значение. Первый компонент — “педагогика” в общем смысле обозначает обучение наукам в процессе воспитания, образования
Это слово и понятие имеет древнегреческие корни и происходит от слова “педагог” (греч. paidagogos — “воспитатель”) — домашний учитель, который оказывал большое влияние на формирование личности ребёнка . Второй компонент в названии дисциплины восходит к древнегреческому слову “этнос” (“народ”, “нация”).
Таким образом, объединив эти два смысловых компонента, можно сделать вывод, что этнопедагогика — это дисциплина, которая занимается изучением и в своём прикладном использовании оперирует методами, свойственными для конкретной географической территории, населенной определённым народом — этносом.
С понятием этнопедагогики тесно соотносится понятие “народная педагогика”, которое появилось несколько раньше и не выделялось в отдельную дисциплину. Некоторые исследователи указывают на синонимичность этих двух понятий
Впервые термин “народная педагогика” был использован в 1947 году Медынским Е.Н., который обратил своё внимание на поэтическое творчество древних славян как источника знаний и накопленного опыта поколениями людей, долгое время проживавших на конкретной географической территории…
2.5. Народный танец
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был
частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов
и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы,
связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).
Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым
содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся
охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром.
Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц,
домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.
Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский —
дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ
(виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм,
воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и
др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви:
танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине
(грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается
танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы
исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики
часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с
бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения
оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное
платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском
танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы
соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг
с другом в движении (хоровод, ручеек).
2.5. Народный танец
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был
частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов
и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы,
связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).
Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым
содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся
охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром.
Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц,
домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.
Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский —
дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ
(виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм,
воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и
др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви:
танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине
(грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается
танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы
исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики
часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с
бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения
оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное
платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском
танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы
соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг
с другом в движении (хоровод, ручеек).
2.3. Народная музыка (музыкальный фольклор)
Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное),
инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа.
Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря
исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр,
скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные
традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую
историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные
произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они
образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские
былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки),
инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение
музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и
семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной
музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных
функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
· календарные праздники годового земледельческого круга (колядки,
веснянки, масленичные, купальские песни);
· полевые работы (покосные, жатвенные песни);
· рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
· смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на
смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических
песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные
по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и
инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного
творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное.
Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет
ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными
ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички,
прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это
эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания,
воспитание коллективизма и душевной чуткости.
2.6. Народные промыслы
К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество,
резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё
художественное, гравирование, чеканка и т. д.
В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта,
культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности
орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и
глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной
формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в народном
промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а
живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной
изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов
работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая
вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные
специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде
утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму
и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения,
декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и
материалов.
Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства
передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт
прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе,
помощи родителям.
Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт
наставника (родителей), прививает трудолюбие.
3. Принципы народной педагогики
Выдержка из текста
Этнопедагогика как отдельная наука была выделена чуть более полувека назад. Однако подход к обучению и воспитанию согласно главным принципам этнопедагогики применялся ещё в античности. В данной работе мы постараемся рассмотреть концепцию этнопедагогики с философской точки зрения в аспекте взаимодействия двух дисциплин — народной педагогики и философии.
Актуальность исследования связана с глобальной потребностью представителей определённых развитых этносов к самоидентификации, при этом применение принципов этнопедагогики в воспитании или образовании детей могут способствовать пониманию своих истоков, принадлежности человека к определённой народности, развитию черт характера, а также получения наиболее плодотворных результатов в педагогическом процессе путём применения традиционных способов обучения, характерных и освоенных данным этносом.
Объектом исследования данной работы будут являться различные монографии, статьи и учебная литература, посвящённые этнопедагогике и раскрывающие её суть.
Список использованной литературы
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: ИЦ “Академия”, — 1999. — 168 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Элиста. КГУ, 2009. -576 с. Словарь античности. Пер. с нем. М., Эллис Лак, 1994. — 704 с. С. 416.
3. Волков, Г. Н. Концепция научно-исследовательского института этнопедагогики / Г. Н. Волков // Этнопедагогический ежегодник. – Чебоксары, 2005. – Вып. 7. – С. 15– 30.
4. Палаткина Г.В. Этнопедагогика. Учебное пособие. – Астрахань. Издательский дом «Астраханский университет», 2008 г. – 270 с.
5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие. М., Владос-Пресс, 2006. — 351 с.
и др. источники литературы