Этнопедагогика: теория и практика

Народная педагогика и этнопедагогика Этнопедагогика

Содержание

Если рассматривать понятие этнопедагогики с этимологической точки зрения, то можно выявить два важных компонента, которые имеют равноценно важное значение. Первый компонент — “педагогика” в общем смысле обозначает обучение наукам в процессе воспитания, образования

Это слово и понятие имеет древнегреческие корни и происходит от слова “педагог” (греч. paidagogos — “воспитатель”) — домашний учитель, который оказывал большое влияние на формирование личности ребёнка . Второй компонент в названии дисциплины восходит к древнегреческому слову “этнос” (“народ”, “нация”).

Таким образом, объединив эти два смысловых компонента, можно сделать вывод, что этнопедагогика — это дисциплина, которая занимается изучением и в своём прикладном использовании оперирует методами, свойственными для конкретной географической территории, населенной определённым народом — этносом.

С понятием этнопедагогики тесно соотносится понятие “народная педагогика”, которое появилось несколько раньше и не выделялось в отдельную дисциплину. Некоторые исследователи указывают на синонимичность этих двух понятий

Впервые термин “народная педагогика” был использован в 1947 году Медынским Е.Н., который обратил своё внимание на поэтическое творчество древних славян как источника знаний и накопленного опыта поколениями людей, долгое время проживавших на конкретной географической территории…

2.5. Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был

ча­стью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов

и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы,

связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).

Постепенно отходя от обрядовых действий, хорово­ды наполнялись новым

содержанием, вы­ражавшим новые особенности быта. На­роды, занимавшиеся

охотой, животно­водством, отражали в танце наблюдения над животным миром.

Образно и выра­зительно передавались характер и повад­ки зверей, птиц,

домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.

Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский —

дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ

(виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм,

воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и

др.). Большое место в танцевальном народном творчестве за­нимает тема любви:

танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отно­шение к женщине

(грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается

танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы

исполняются под аккомпанемент народных ин­струментов, которые танцовщики

часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с

бытовы­ми аксессуарами (платок). Большое влияние на харак­тер исполнения

оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное

платье, прикрываю­щее ступни ног; характерное движение в русском мужском

танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую коорди­нацию движений, приёмы

соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг

с другом в движении (хоровод, ручеек).

2.5. Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был

ча­стью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов

и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы,

связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).

Постепенно отходя от обрядовых действий, хорово­ды наполнялись новым

содержанием, вы­ражавшим новые особенности быта. На­роды, занимавшиеся

охотой, животно­водством, отражали в танце наблюдения над животным миром.

Образно и выра­зительно передавались характер и повад­ки зверей, птиц,

домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.

Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский —

дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ

(виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм,

воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и

др.). Большое место в танцевальном народном творчестве за­нимает тема любви:

танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отно­шение к женщине

(грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается

танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы

исполняются под аккомпанемент народных ин­струментов, которые танцовщики

часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с

бытовы­ми аксессуарами (платок). Большое влияние на харак­тер исполнения

оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное

платье, прикрываю­щее ступни ног; характерное движение в русском мужском

танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую коорди­нацию движений, приёмы

соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг

с другом в движении (хоровод, ручеек).

2.3. Народная музыка (музы­кальный фольклор)

Народная музыка (музы­кальный фольклор) — вокальное (песенное),

инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа.

Будучи достоянием всего на­рода, музы­кальный фольклор существует бла­годаря

исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр,

скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные

традиции разных обществ, формаций ис­ключительно устойчивы, живучи. В каж­дую

историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные

произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они

образуют тра­диционный музы­кальный фольклор.

Основной вид музы­кального фольклора — песни, эпические сказания (русские

былины), танцевальные мело­дии, плясовые припевки (русские частушки),

инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение

музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и

семантически родствен­ных вариантов, характеризующих изме­нения народной

музыки в процессе её испол­нения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных

функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

· календарные праздники годового земледельческого круга (колядки,

веснянки, масле­ничные, купальские песни);

· полевые ра­боты (покосные, жатвенные песни);

· рож­дение, свадьбу (колыбельные и свадеб­ные песни);

· смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре по­лучили лирические жанры, где на

смену про­стым, коротким напевам трудовых, обря­довых, плясовых и эпических

песен или инст­рументальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные

по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяж­ная песня) и

инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного

творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное.

Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет

ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными

ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички,

прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это

эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания,

воспитание коллективизма и душевной чуткости.

2.6. Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, тка­чество,

резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё

художест­венное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта,

культуры и верования. Наиболее общим элемен­том служит родившийся в древности

орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и

глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной

формы, есте­ственной красоты материала. Представление о вещи в народном

промысле обычно не закрепляется в подго­товительной модели или рисунке, а

живёт в сознании и руке мастера; при этом ре­зультаты его индивидуальной

изобрета­тельности, приводящей к выработке наи­более рациональных приёмов

работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая

вековым от­бором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные

специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревян­ные ковши в виде

утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, со­храняя общую форму

и об­разную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения,

де­коративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и

материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства

передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт

прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе,

помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт

наставника (родителей), прививает трудолюбие.

3. Принципы народной педагогики

Выдержка из текста

Этнопедагогика как отдельная наука была выделена чуть более полувека назад. Однако подход к обучению и воспитанию согласно главным принципам этнопедагогики применялся ещё в античности. В данной работе мы постараемся рассмотреть концепцию этнопедагогики с философской точки зрения в аспекте взаимодействия двух дисциплин — народной педагогики и философии.

Актуальность исследования связана с глобальной потребностью представителей определённых развитых этносов к самоидентификации, при этом применение принципов этнопедагогики в воспитании или образовании детей могут способствовать пониманию своих истоков, принадлежности человека к определённой народности, развитию черт характера, а также получения наиболее плодотворных результатов в педагогическом процессе путём применения традиционных способов обучения, характерных и освоенных данным этносом.

Объектом исследования данной работы будут являться различные монографии, статьи и учебная литература, посвящённые этнопедагогике и раскрывающие её суть.

Список использованной литературы

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: ИЦ “Академия”, — 1999. — 168 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Элиста. КГУ, 2009. -576 с. Словарь античности. Пер. с нем. М., Эллис Лак, 1994. — 704 с. С. 416.

3. Волков, Г. Н. Концепция научно-исследовательского института этнопедагогики / Г. Н. Волков // Этнопедагогический ежегодник. – Чебоксары, 2005. – Вып. 7. – С. 15– 30.

4. Палаткина Г.В. Этнопедагогика. Учебное пособие. – Астрахань. Издательский дом «Астраханский университет», 2008 г. – 270 с.

5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие. М., Владос-Пресс, 2006. — 351 с.

и др. источники литературы

Rate article